Как запомнить ученику числа
23.03.2016
Существует много искусственных мнемонических систем, из которых одни всем доступны, другие же держатся втайне и могут быть усвоены только за плату. Все они состоят из особых приемов, с помощью которых люди приучаются к известным методическим и стереотипным способам мышления о том, что они желают удержать в памяти. Я не мог бы подробно разбирать здесь эти системы, даже если бы был в этом компетентен. Поэтому я поясню свою мысль простым примером, взятым из одной очень распространенной системы, а именно — цифровой азбукой, которая часто употребляется как средство для запоминания чисел и хронологических данных. В этой системе каждой цифре соответствует какой-нибудь согласный звук: 1—т или д, 2—и, 3—м, 4—р, 5—л, 6—ж, ч, ш, щу 7—г, к, х, 8—ф или в, 9—б или л, 0—с, з или
Число, которое желают запомнить, выражают в буквах, из которых всего легче составить слова; слова по возможности подбирают такого рода, чтобы они напоминали чем-нибудь о предмете, к которому относится число. Решили сделать своей девушке предложение? Обручальные кольца с бриллиантами как раз подойдут для такого случая.
Оставляя в стороне вопрос о том, как трудно находить слова, пригодные для этой цели, надо признать, что это — жалкий, пошлый и глупый способ «думать» о годах исторических событий. Способ, которым пользуются историки, гораздо лучше: они помнят известное количество хронологических данных, которые служат им как бы вехами. Историк знает исторический ход событий и может обыкновенно определить время совершения ка кого-нибудь события, разумно обдумывая его, связывая его с предшествующими, припоминая его последствия и сопутствующие обстоятельства и находя таким образом требуемый год по связи с годами других событий. Искусственные системы заучивания на память, которые рекомендуют такие нелепые приемы мышления, какие я привел выше, могут быть приняты только для первых шагов в какой-нибудь новой области или для запоминания совершенно обособленных фактов, которые не стоят ни в какой связи с остальным запасом наших представлений.
Конкурс детского рисунка «Строитель за работой»
|