Разнообразие мышления детей
02.02.2021
Еще один веский аргумент против строго стадиального характера изменений предлагает современная работа Роберта Сиглера, из которой следует, что дети используют самые разнообразные виды мышления или стратегий — от очень простых до довольно сложных — применительно к одинаковому виду проблем, в различных попытках, в один и тот же день. Например, если вы предложите ученикам 1-го или 2-го классов простые задачи на сложение, они могут решать каждую проблему любым из нескольких способов. Если они совершают сложение по памяти, то могут дать ответ без вычислений — стратегия, которую большинство взрослых используют для простых задач на сложение. С другой стороны, дети могут просто считать, начиная от 1 и до тех пор, пока они не дойдут до суммы. Поэтому 6 + 3 станет: «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять».
С другой стороны, они могут использовать то, что исследователи называют министратегией, более изощренную технику, когда ребенок начинает с большего числа и затем добавляет меньшее число по единице. Например, сумма 3 + 6 вычисляется проговариванием: «шесть, семь, восемь, девять». В конце концов, ребенок может использовать еще более сложную декомпозиционную стратегию, которая заключается в дроблении задачи на несколько более простых. То есть ребенок мог бы сложить 9 + 4 следующим образом: «10 + 4* 14; 9 на одну единицу меньше 10; 14 -1 * 13, следовательно 9 + 4 * 13». С возрастом ученики начальной школы все меньше и меньше используют счет и начинают использовать стратегии.
Собираетесь в гости к родственникам? Закажите билеты Коломыя Одесса на сайте PROIZD™. И не тратьте время на поездку в привокзальную кассу и стояние в очередях.
Несмотря на то, что эти шахматные игроки школьного возраста считаются новичками, они запомнили бы последовательность шахматных ходов или расположение фигур на поле гораздо лучше, чем это сделала бы я, поскольку в отличие от меня они обладают специфическим опытом извлечения из памяти, мини-стратегии и декомпозиционные стратегии — этот факт полностью соответствует утверждению о постепенном увеличении использования более сложных стратегий. Сиглер дополнил эту информацию, показав, что один и тот же ребенок в течение одного дня может применять все эти стратегии к различным задачам на сложение. Поэтому предположение о том, что каждый ребенок систематически переходит от одного уровня стратегии к другому, неверно: скорее, в любое время ребенок может располагать множеством стратегий и все их применять к решению различных задач. Со временем репертуар вероятных стратегий ребенка действительно меняется в направлении увеличения их сложности, т. е. именно так, как это описали Пиаже и другие исследователи. Но процесс не имеет пошагового характера; вероятнее всего, он напоминает серии волн.
Конкурс детского рисунка «Строитель за работой»
|